Василий Феодосьевич Дацюк возглавляет совет ветеранов городского округа Воскресенск. Он почётный гражданин города Воскресенск. В своей повседневной деятельности он активно взаимодействует с 1- ым и 2-ым Воскресенскими благочиниями. За этим сотрудничеством стоит глубокая православная вера нашего земляка, которую он пронёс с детства.

Василий Феодосьевич, как вы пришли к православной вере?

Мой дедушка Агафангел Илларионович Антипович привел меня к Богу. Он вырос в интеллигентной семье, получил хорошее образование, знал немецкий, польский и чешские языки. Он был участником Первой мировой войны.

После Великой Октябрьской революции дедушка трудился учителем, а потом стал работать регентом. Попал под колесо репрессий, и его со всей семьёй сослали под Киев. Там встретил Великую Отечественную войну.

Дед вернулся в село Мыслятин Хмельницкой области Украины, и с 1941 года начал пастырский путь, став священником. Немцы разрешили открыть храм, который до войны был закрыт советской властью.

В моей памяти и сегодня восстает этот прекрасный старинный храм Димитрия Солунского, которому около 130 лет. Прекрасное творение зодчих прошлых веков находится в центре села на возвышенности.

С детства запомнился престольный праздник святого Димитрия Солунского. На торжество приезжали священники с Изяславского благочиния. Была служба, а потом в доме дедушки собирались гости, и за праздничным столом пел церковный хор.

До 1966 года, до самой своей смерти, дедушка был священником, протоиереем Агафангелом. У него было много внуков, но он их видел изредка кроме меня – я же часто жил с бабушкой и дедушкой. Дом находился на территории церкви, обнесённый каменным забором.

Дедушка отличался образованностью, начитанностью, увлекался мичуринским делом, выводил новые сорта плодовых деревьев, которые раздавал прихожанам. Умел даже бандарничать. Выписывал газеты, хорошо разбирался в политике. К советской власти относился нормально, но вспоминая прошлое, говорил, что на местах после революции приходили к власти недалекие по уму и образованию люди, которые были способны во многом к разрушению.

Дедушка воспитывал меня без нравоучений. После служб объяснял устройство храма, подводил к иконостасу, водил в алтарь.

Кстати, мама также стала примером для меня. Она пела в церковном хоре, причём до 80 лет! У нее были хорошие вокальные данные – за неделю до начала войны она прошла прослушивание в Киевской капелле Думка, но её планам не суждено было сбыться.

Ее брат Анатолий прошёл боевой путь от Сталинграда до Берлина, и потом многие годы служил военврачом в группе советских войск в Германии. Дедушка очень гордился заслугами сына. Средняя дочь Мария, мобилизованная в начале войны, попала в плен, бежала, а позже была фельдшером в партизанском отряде.

Из родных меня никто не заставлял ходить в храм. Напротив я сам старался помочь, чем мог, и мне нравилось нести послушание. Когда собирали деньги, то по храму после службы ходил староста с колокольчиком. Я монеты потом считал и сортировал. Ведь прихожане клали на поднос не только советские деньги, но немецкие и румынские. За это мне давали рубль.

Приход был бедный, хотя и большой — в храм приходили жители многих сёл. В то время большинство церквей были закрыты, а те, что работали, ощущали влияние советского мировоззрения. Чтобы крестить детей приходили ночью тайком к дедушке. Отпевание проходило с кумачом. Свадьбы были комсомольские.

Я пионером стал и комсомольцем, а дедушка смотрел на это становление положительно. И в тоже время я был верующим.

С 1966 года я учился в житомирском военном радиотехническом училище. Закончил с отличием, с ранних лет увлекался радиотехникой. На службе в 1-ой армии особого назначения я стал командиром взвода, потом через 2, 5 года замполитом роты. В моем подчинении было 110 человек. Я отвечал за политработу, выполнял приказ о повышении воспитания среди военнослужащих. Эта работа в определённой мере затрагивала некоторые аспекты атеизма. Был даже приказ министерства обороны «Об атеистическом воспитании в СССР».

Как вы относились к этому приказу?

Относился формально, исполнять же обязательно нужно было. Но это было не столь выражено, и я сам не отторгал православную веру, и никогда не говорил, что Бога нет.

Реально же атеистическим воспитанием с солдатами практически не занимались. Хотя люди приходили и верующие. К сожалению, над ними шутили, ведь они выделялись от остальных, но я старался их поддержать.

В 1980 году я окончил пединститут. Мне запомнились воспоминания декана факультета истории, председателя экзаменационной комиссии. Его звали, как и меня, Василий Феодосьевич. Он рассказал о случае из практики. Среди выпускников выделялся отличник, а на госэкзамене оказалось, что он верующий. Его спросили: «Как же вы учились, вы же комсомолец?» Он так ответил: Вы меня что спрашивали, то я и отвечал, но вы же не спрашивали меня: «Верю ли я в Бога».

А когда приезжал в отпуск домой, то как и в детстве ходил с мамой на богослужения в храм.

После увольнения из армии я возглавил совет ветеранов Воскресенского района. Это дело сподвигло меня больше воцерковиться. Я считаю, что духовный стержень любого человека – это наша религия. Участники Великой Отечественной войны говорили о том, что шли в бой с верой и крестились.

Однако были атеисты, которые хотели себя противопоставить вере чем-то в какой-то ситуации. Один раз я попросил одного фронтовика открыть доску, посвященную памяти афганцам, тогда еще в ПТУ №15. Он приходит и отчитывается: «Я ваше приказание выполнил. Выступил 2 раза!». Я спросил: «Почему два?» Он ответил, что священник, который присутствовал на торжестве, сказал, что во время войны, когда шли в бой, крестились. А я сказал, что нет, у меня в правой руке был автомат, и мы не крестились».

Я  ответил тому ветерану, что не было такого солдата, кто не боялся умирать, и не верил бы во Всевышнего.

Более 10 лет Воскресенское благочиние сотрудничает с советом ветеранов округа. Насколько велико значение такого взаимодействия для самих ветеранов, для молодежи и будущих воинов?

В  начале 2000-х я познакомился с отцом Сергием Якимовым в нашем Сергиевском храме, когда переехал в Лопатинский микрорайон. Во время выборов познакомился тогда ещё с благочинным протоиереем Сергием Зибровым.

Но более тесно стали работать с отцом Сергием Якимовым, когда он возглавил Воскресенский церковный округ. Получили его благословение на монтаж мемориала воскресенцам-добровольцам Московского народного ополчения у стен Иерусалимского храма.

Когда велось строительство мемориала Воинской Славы у Вечного Огня, в военкомате был найден блокнот. Объяснить, что за фамилии там указаны, никто не мог. Обычно в журналах призывников указывают, когда, кто и куда призывается, а в найденном блокноте написаны просто фамилии. Историк, автор книги «Воскресенское ополчение» Марина Горидько изучила этот документ, и узнала, что в блокнот вписаны фамилии ополченцев.

Всего на фронт ушли около 1000 добровольцев из Воскресенска. Печальна судьба одиннадцати дивизий – они буквально за несколько дней пали смертью храбрых в октябре 41-го. Многие ополченцы сразу погибли, другие попали в плен и умерли в лагерях. Нам удалось поднять останки двух солдат: Хишова и Орлова. Мы их отпели и перехоронили торжественно с воинскими почестями. Спасибо отцу Сергию Якимову за содействие.

Поэтому нужно было увековечить всех ополченцев. Слова из песни Высоцкого «Здесь нет ни одной персональной судьбы — Все судьбы в единую слиты» сподвигли меня сделать общую стелу в память об ополченцах.

Выбор территории возле Иерусалимского собора неслучаен, а отправляет к прошлому. В 41-м году здесь был яблоневый сад, где сейчас находится управление культуры, располагался горком партии. Добровольцы собирались именно на этом месте, потом шли к старому кинотеатру, и оттуда уезжали на фронт.

При установке стелы добровольцам у Иерусалимского храма я вместе с благочинным 1-го Воскресенского округа Сергием Якимовым три месяца работал рука об руку, двигаясь к цели. Я предложил эскиз, его доработал художник Виктор Гончаров, потом довёл до совершенства и набил изображение и надпись по камню гравер Дмитрий Шкуратов. Финансово помогли ОАО «Воскресенские минеральные удобрения», областной совет ветеранов, совет ветеранов Вооруженных сил Подмосковья.

В декабре 2021 года на территории Иерусалимского храма города Воскресенска открылся мемориал воскресенцам-добровольцам Московского народного ополчения. Теперь здесь потомки могут поклониться и возложить цветы.

Совет ветеранов нашего городского округа совместно с 1-ым Воскресенским благочинием проводит различные мероприятия, вместе ветераны молятся на службах, в Иерусалимском соборе чествовали наших юбиляров на пленуме совета ветеранов. Будем и дальше двигаться в этом направлении, и с Божьей помощью трудиться, в первую очередь, заботиться о людях, это и есть духовное дело.

 На наши мероприятия всегда приглашаем представителей духовенства. В сентябре 2022 года во время частичной мобилизации мне приходилось провожать в армию наших земляков. Было приятно и ответственно, что вместе со мной были и священники 1-го и 2-го Воскресенских благочиний.

Василий Феодосьевич, что означает для вас быть православным?

Для меня быть православным – это значит, стремиться быть порядочным человеком в обществе, соблюдать Божьи заповеди, посещать храм и быть на богослужениях, хотя не всегда получается. Поэтому чаще всего бываю в большие церковные праздники. Для меня важно, чтобы наши мероприятия проходили при участии священнослужителей, и они несли своё пастырское слово, и была духовная поддержка.

Для меня важно читать молитву «Отче наш» утром и вечером, поминать близких людей о здравие и упокой. Война разделила нас, и я не знаю, когда попаду на могилы мои родственников на Украине, в том числе дедушки. Он похоронен возле храма рядом со священниками.

Еще быть православным – это означает быть скромным, оказывать помощь ближнему, по мере возможности, заботиться о людях в наше непростое время.

Меня беспокоит проблема воспитания подрастающего поколения. Духовное направление не сильно выражено, а воспитательная работа – это целый комплекс. Нельзя сегодня начать, а завтра бросить, это постоянная работа, где Русская Православная церковь может стать большим помощником. От себя добавлю, что готов прийти и провести уроки мужества и в воскресные школы, чтобы было переплетение истории и воспитания.

В ноябре прошлого года мне пришлось присутствовать на подведении итогов военно-патриотической работы в Коломенской епархии, за которую отвечает благочинный 2-го Воскресенского округа протоиерей Сергий Рыбаков. На мероприятии состоялся деловой разговор, который еще раз подчеркнул важность духовного и патриотического воспитания нашей молодежи.

Обратная связь