6 марта во всех храмах совершался особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просили друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. В храме святителя Иоанна Златоуста Божественную Литургию возглавил благочинный церквей Воскресенского округа протоиерей Сергий Зибров.


Храм весь переоделся, преобладают черные цвета, многие верующие тоже в черном. Когда в храме погасили свет, настоятель храма святителя Иоанна Златоуста протоиерей Сергий Зибров  вместе с другими священнослужителями вышел в черном облачении на амвон, и стал говорить тихим голосом о наступающих днях Великого поста, и о том, что сейчас духовенство и прихожане будут друг у друга просить прощения:

«Дорогие братья и сестры! Сейчас мы с вами совершаем чин прощения, который всегда исполняется накануне Великого поста. И сейчас мы вами выслушали слова молитвы «Господи и Владыко живота моего…», при этом прошении, который мы встречаем такие слова «И не осуждате брата моего…». И наверное это прошение не напрасно вставлено в эту молитву, ибо по нашей человеческой природе очень трудно удержаться от осуждения. Апостол Павел говорил, что лжец тот, кто говорит, что любит Бога, а брата своего ненавидит. Господь говорит, что тот, кто не видит у себя в глазу бревно, а у брата видит сучок, тот не имеет любви в сердце. И, наверное, эта заповедь Божия «Возлюби ближнего своего…» и выражается вот в словах этой молитвы «Не осуждай брата своего…», ибо время поста оно является для любого верующего православного человека временем обновления. Мы обновляем свои чувства, мы обновляем свое сердце, мы очищаем свою душу. Как мы это делаем? Мы молимся больше чем обычно, мы постимся, мы исповедуемся, мы причащаемся Телом и Кровью Христовой, стараемся изменить свою жизнь, свое отношение к ней, стараемся сделать что-то полезное в деле спасения. И все это приносит свои плоды, если это делается от всего сердца и от всей души.

В сегодняшнем Литургийном Евангелии, как раз Господь и говорит нам, где сокровища ваши там и сердце ваше, и если мы к чему-то очень сильно привязались, привыкли, и как говорили наши предки прилепились, то и сердце наше там, если мы прилепились к богатству – сердце там, если мы прилепились к греху – сердце там, если мы прилепились к богопознанию – сердце там, если мы совершаем дела милосердия и это является основой жизни - сердце там. И Господь, зная душу и природу человека, дает возможность все нам исправить свою жизнь, ибо никто на земле не без греха.И Господь дает нам эту возможность искупить свой грех, исправить свою жизнь, сделать ее лучше богаче содержательнее и спасительнее. И трудно удержаться в это жизни от осуждения, и это происходит, и сегодняшний чин поможет всем нам исполнить завет, и Божий и старцев, и попросить друг у друга прощения.

И, я, грешный, в прошедшем году кого ненароком обидел словом или делом, или взглядом или не вниманием, или жестокосердием, я прошу у всех прощения! Отцы и братья простите меня грешного во все дни живота моего!»

После совершения чина прощения, благочинный церквей Воскресенского округа протоиерей Сергий Зибров благословил всех прихоан на Великий пост.

Из истории. Чин прощения появился в Египте. Перед Великим постом монахи удалялись в пустыню на сорок дней. Но перед этим просили друг у друга прощения за все обиды, как перед смертью. И, конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения – чтобы быть примиренным и прощенным со всеми.

С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В дореволюционной России, например, существовал обычай царю испрашивать прощения у своих подданных. С этой целью царь объезжал войска, просил прощения у солдат, посещал монастыри.

Обратная связь