"Уважаемая Лидия Николаевна!
Возлюбленные отцы, дорогие братья и сестры!

Христос воскресе!

От всего сердца поздравляю вас со светоносным праздником Пасхи Господней, а также с Годом учителя.

Очень рад приветствовать вас на нашей традиционной пасхальной встрече. Даже самый поверхностный взгляд на процесс развития церковно-школьного сотрудничества в Московской области в последние годы показывает, насколько многообразным и плодотворным стало наше взаимодействие. И эта деятельность, что вполне естественно, имеет и свои достижения, и свои проблемы. Об этом мне и хотелось бы посоветоваться с вами сегодня.

Всякое сотрудничество предполагает общее для его участников видение своих целей и задач. Русская Православная Церковь, на протяжении тысячелетия участвовавшая в общественном и культурном развитии нашего Отечества, на протяжении почти всего ХХ столетия была искусственно лишена возможности осуществлять многие направления своего служения, в том числе и в сфере образования. В минувшие два десятилетия это положение постоянно преодолевалось. Просветительские труды священнослужителей, монашествующих и мирян начали приносить свои плоды, способствуя тому, что через воскресные школы, православные гимназии, детские сады среди подрастающего поколения получили распространение знания о Православии, его роли в российской культуре и истории.

Нам приходилось все создавать заново, ведь от предыдущей эпохи оставалась «выжженная земля». За минувшие годы на церковной ниве появилось множество молодых тружеников. Это особенно было заметно, когда я перед Пасхой встречался с епархиальным духовенством для вручения праздничных наград. Эти священники знакомы с актуальными проблемами современности, они деятельно осуществляют свое служение, в том числе готовы нести знания в мир. Конечно, нельзя сказать, чтобы в создаваемой нами внутрицерковной системе духовного просвещения вовсе не было проблем и недостатков. К примеру, не на всех приходах еще есть воскресные школы, подчас уровень преподавания оставляет желать лучшего. Однако общая позитивная тенденция развития безусловно присутствует.

С течением времени для многих наших соотечественников стало очевидным, что освобождение от атеистической идеологии и тоталитарного контроля над личностью не сопровождалось позитивными переменами в духовно-нравственном облике народа. Напротив, разрушительные тенденции переходного периода оказались превалирующими, выразившись в катастрофической моральной деградации, падении культурного уровня людей. Поиск выхода из сложившейся ситуации побудил многих обратиться к Церкви как помощнице в деле общественного возрождения.

Постепенно стало расти число активных сторонников церковно-школьного сотрудничества в сфере просвещения. При этом подчеркивалось, что взаимодействие это имеет исключительно светское основание, то есть соответствует существующему законодательству и ограничивается преподаванием знаний о православии исключительно в культурологическом аспекте. Однако при анализе результатов такой работы всегда особенно подчеркивалось и позитивное духовно-нравственное воздействие обучающего процесса на школьников. Иными словами, общепризнано, что введение в школах предметов «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья» способствует не только накоплению учащимися определенного объема знаний, но и преобразованию их внутреннего мира, усвоению высоких этических ценностей.

Ни для кого не секрет, что в нашем обществе продолжается дискуссия о целесообразности преподавания знаний о православии. Сейчас не место вдаваться в рассмотрение механизма, движущих сил и реальной социальной поддержки этого явления, которое, в любом случае является фактором осложняющим реализацию просветительских задач и потому не совсем конструктивным. В связи с этим должен с удовлетворением и радостью констатировать, что в Подмосковном регионе, благодаря заботе и поддержке нашего губернатора Бориса Всеволодовича, а также активной и творческой позиции Лидии Николаевны Антоновой, сотрудничество между Министерством образования Московской области и Московской епархией пошло не по пути бесплодных обсуждений, а по дороге интенсивного и плодотворного сотрудничества. Мы стали свидетелями того, как множество педагогов, родители и дети с глубоким интересом и энтузиазмом откликнулись на возможность изучения православия в школе.

Когда мы говорим об имеющихся достижениях, а это — программы и учебно-методические комплекты, подготовка учителей и проведение множества разнообразных совместных просветительских мероприятий на протяжении всего учебного года, то может создаться впечатление, что все желаемое достигнуто. Но это, конечно, не так. И трудиться еще предстоит много. В данном контексте целесообразно порассуждать о задачах на будущее. Именно об этом, кстати, шла речь на Расширенном заседании Координационного совета 10 февраля сего года.

Люди церковные стремятся по мере своих сил способствовать уврачеванию этих социальных недугов в том числе и при посредстве просветительской и образовательной деятельности. Такие предметы, как «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья» имеют своей целью позитивное воспитательное воздействие на подрастающее поколение.

В то же время, как показала статистика, в последнее время наметилась тенденция к сокращению в некоторых муниципальных образованиях Московской области числа образовательных учреждений, в которых преподаются дисциплины духовно-нравственной направленности. Хотелось бы поразмышлять вместе с вами, чем можно объяснить такую тенденцию, проявившуюся в некоторых местах. Мы сопоставили эти сведения с нашими епархиальными данными о том, что в подмосковных храмах прихожан с каждым годом становится все больше, причем в значительной части это молодые семьи, в которых по двое-трое детей. И мне странно предположить, чтобы эти люди не были заинтересованы в том, чтобы в школе их сыновья и дочери получали знания о православии. Кроме того, наличествует множество положительных отзывов от родителей, которые выражают удовлетворение присутствием в школе уроков, посвященных христианству. Кстати, как я информирован, никаких «массовых протестов» по тому же поводу не наблюдается.

На совете говорилось и о подготовке педагогов по предметам «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья». Как оказалось, иногда это бывали люди случайные, направляемые на курсы повышения квалификации, как говорится, «по разнорядке». С другой стороны, педагоги отправлялись на учебу в интересах личного самообразования и не планировали в дальнейшем вести уроки по духовно-нравственным предметам.

Я полагаю, что тут обозначена очень серьезная проблема. Если во втором случае можно лишь выразить сожаление, что педагог ограничится приобретением знаний для одного себя и не будет делиться ими с детьми, то первая ситуация вызывает тревогу. Скажу почему.

Как я говорил ранее, преподавание знаний о православии имеет не только чисто образовательный, но и просветительско-воспитательный аспект. Об этом прекрасно сказано в отзывах учителей, родителей и учащихся, которые опубликованы в нашем журнале «Московские Епархиальные Ведомости». Вам его сегодня вручат. Что же получится, если люди равнодушные, формально подходящие к предмету, а, может быть, и предвзято к нему относящиеся, будут преподавать детям? Результат будет контрпродуктивным, а пользы никакой.

Мне думается, что дело, которое мы совершаем вместе, предполагает взаимную скоординированность и продуманность подходов к решению предстоящих задач. Мы стремимся совместно принести обществу пользу. Наше понимание этого не обязательно должно полностью совпадать. Ведь Церковь совершает религиозное служение, а школа — учреждение светское. Однако нас объединяет стремление помочь подрастающему поколению и обрести полноценный объем знаний об истории и культуре России, и стать настоящими патриотами и достойными гражданами, и усвоить крепкие нравственные ориентиры. Такова основа нашего, если хотите, партнерства. Как видите, здесь затронуты очень серьезные вещи, а, значит, и отношение к ним должно быть соответствующим.

Молодые люди весьма чувствительны к фальши и неискренности, формализму и бездушию, реагируя на это очень болезненно. Педагог, неумело и равнодушно ведущий предмет духовно-нравственного цикла, может, к великому сожалению, вселить в души учеников не любовь, а отвращение к тому, что изучается. А такой результат будет огорчительным для всего общества, которое получит не нравственно здорового и духовно крепкого гражданина, а во всем разуверившегося и отчаявшегося неуравновешенного индивида.

Простите, что так подробно говорю об этом, но у нас ведь, хоть и праздничная, но рабочая встреча. Об успехах и достижениях мы и так хорошо знаем. Хочется с вами, как высококвалифицированными педагогами и в то же время управленцами, держащими руку на пульсе событий на местах, обсудить насущные проблемы сегодняшнего дня и посоветоваться о путях их разрешения. Возможно вы сегодня выскажетесь на эту тему.

Свое выступление хочу закончить выражением сугубой благодарности всем, кто жертвенно, самоотверженно и, что особенно важно, совместно, трудится на ниве образования и духовно нравственного просвещения. Я имею в виду? как работников системы Министерства образования Московской области, так и присутствующих здесь священнослужителей, представляющих Епархиальный отдел по религиозному образованию и катехизации. Я хорошо знаю, что во многих муниципальных образованиях представители духовенства и педагоги тесно сотрудничают, в атмосфере взаимопонимания и доброжелательности решая общие задачи по воспитанию детей и юношества. Сегодня я в знак признательности за то, что вы делаете, вручу вам грамоты, посвященные Году учителя.

В заключение хочу пожелать вам здоровья и творческих успехов, счастья и радости. Христос воскресе!
"

Начальнику управления образования Воскресенского района Кремеру Х. Х. митрополит вручил Грамоту за усердные труды на ниве духовно-нравственного просвещения и образования.

Обратная связь