В 16 школах нашего района педагоги ведут факультатив Основы православной культуры или Духовное краеведение Подмосковья. Несколько лет назад учитель французского языка школы № 26 Екатерина Валентиновна Макаркина одна из первых стала преподавать новый предмет в среднеобразовательном учреждении Воскресенского района. Ее трудовой стаж 33 года. О ее педагогической деятельности мы беседуем с Екатериной Валентиновной.



Екатерина Валентиновна, когда началось ваше преподавание ОПК?

В детстве, когда я еще была девочкой и посещала с бабушкой храм Георгия Победоносца в пос. им. Цюрупы, не понимала полностью православной веры, то в зрелые годы ощутила, что это большая потребность души. 4 года назад она преподавать предмет Основы Православной культуры в школе № 26 для учащихся 4 класса.


Екатерина Валентиновна, тяжело ли было вам начинать преподавать новый для вас предмет?

У меня достаточно накопилось материала для преподавания, потому что у меня много интересных православных книг. Среди них были, которые просто рассказывали о русской душе, но были и сложнее издания, особо хочется выделить журналы «Русский дом», «Божий Мир».

Не считаю, что было начинать трудно, наоборот, понравилось. Предмет ОПК был в расписании занятий, и весь 4 класс, а это 15 человек, приходили на урок. Душа детская, она тянется к православию, даже, порой, ребята лучше, чем родители понимают веру. Они мне столько примеров приводили из жизни. Мы с ним обсуждали, ребята много задавали вопросов: о Пасхе, о постах, например, как правильно говеть, как правильно причаститься и т.д.

А как сейчас проходят ваши уроки, отличаются ли они от тех? что были раньше?

Сейчас, когда за плечами есть опыт работы, я стараюсь немного разнообразить занятия. Так как это факультатив, который проходит после уроков, то не все дети посещают его. Ребята выросли, и кто-то остался на своих позициях веры, кто-то подрос, и их притягивает улица, некотрые стали более занятыми. Поэтому, я привлекаю наглядный материал, например, у меня много дисков. И если мы проходим какую-то тему, то я стараюсь показать им видеофильм.

В осенние каникулы, мы с ребятами были в паломнической поездке по храмам Воскресенского благочиния, и впечатления детей я дополнила просмотром фильма «Чудо веры», в котором рассказывается об иконах, которые мироточат.

Помимо занятий в факультативе, я параллельно старалась учащихся своего выпускного класса также привести к православной вере: на классных часах я развивала с ними эту тему, делали с ними презентации. Мне запомнилась презентация Иерусалимской иконы Божией Матери, которая находится в храме Иоанна Златоуста. Собирали материал из различных источников: искали информацию в книгах о том, как попала икона в храм, встречались в Новлянской церкви с художником, который ее реставрировал, записывали на диктофон его рассказ, делали фотографии.

Со старшеклассниками мы делали также презентацию о царе Николае II. Ведь, в настоящее время взгляд на историческое прошлое России изменился. Ребят заинтересовала информация: каким он был человеком, как он вел себя в семье. Они искали сведения в интернете, из литературы.

К празднику Покрова Пресвятой Богородицы Дети готовили даже представление, где они рассказывали о том, как нужно себя вести в храме. На этом мероприятии пела Ольга Бурлуцкая, рассказывали о народных приметах. В конце мероприятия проводилась викторина. Таким образом, поощрялись те учащиеся, которые были более внимательные.

Какое значение в вашей работе отводится общению детей с Богом, когда они посещают православный храм?

Вместе с детьми бываем в престольные праздники на службах в храме преподобного Сергия Радонежского. В этом году 8 октября в день памяти преподобного Сергия Радонежского они отстояли даже богослужение. Те, которые регулярно посещают церковь, им было легко стоять, а те которые не ходят – тяжелее. Но, меня удивило то, что пошли на службу самые озорники, просились сами.

Стараюсь с детишками ездить в экскурсии. В прошлом году мы ездили в Новоголутвинский женский монастырь, посетили придел Ксении Петербуржской, часовенку. Экскурсия, которую проводила монахиня, была очень интересной.

Очень важно тесная связь с настоятелем храма преподобного Сергия Радонежского священником Сергием Якимовым, который приходит на мероприятия, проводит с детьми беседы.

В настоящее время как помогают вам в педагогической деятельности семинары, проводимые совместно специалистами управления образования и духовенством Воскресенского благочиния?

Всегда есть что почерпнуть, запомнился открытый урок в школе «Гармония»,тема которого – «Татаро-монгольское иго». В таких встречах важен обмен мнениями среди учителей.
Среди последних мероприятий хотелось бы отметить семинар с участием протоиерея Владимира Янгичера.

Екатерина Валентиновна, изменились ли дети с введением в школе факультатива Основы Православной Культуры?

Несомненно, занятия ОПК на них влияют, например мальчики стали уважительными, не грубыми. На богослужении заметила, что один из них даже сделал замечание другому, чтобы в храме во время службы не ходил и не мешал. Одна из девочек тоже очень изменилась, стала тихой , спокойной, ездит по монастырям Подростковый период сложный, с ребятами 7 класса надо работать, работать и работать. Но, главное, что ребята понимают слова, то что надо хорошо поступать везде, в любой ситуации.

Дети очень разные. Есть девочка, которая иногда просит поговорить с ней наедине, советуется. Ребята, можно сказать, даже исповедуются мне в своих проблемах. Важно и то что они сами ощущают потребность в святых Таинствах Православной Церкви: спрашивали как причащаться, что для этого нужно. Я им даже свой молитвослов принесла.
В паломнической поездке они сами подошли к настоятелю Успенского храма села Константиново игумену Ермогену Полевику с просьбой исповедоваться.

Расскажите о своих планах?

Хотелось бы провести общешкольное мероприятие. Наверное, к Пасхе что-то сделать, при этом использовать молитвы.
Хотелось бы с ребятами съездить в паломническую поездку. Ребята просятся в Коломну в мужской монастырь. А если говорить о дальней поездке, то планирую ее весной, когда будет тепло, и можно будет в источнике искупаться.

Екатерина Валентиновна, что определяет вашу педагогическую деятельность?

Главное, это любить детей, не жалеть для них ни времени, ни сил.


                                                                                                                                     Евгения Палеткина


Обратная связь