I. Изменения, внесенные в Федеральный закон "О некоммерческих организациях "  
Прежняя редакция закона Новая редакция закона (изменения выделены жирным шрифтом) Комментарий

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона <...>

4. Действие пункта 6 статьи 2, статей 13-19, 21-23, 28-30, абзаца третьего пункта 1 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке.

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона
<...>

4. Действие пункта 6 статьи 2, статей 13-19, 21-23, 28-30, абзаца третьего пункта 1 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке.

Комментируемая поправка выводит религиозные организации из-поддействия ст. 32 Федерального закона “О некоммерческих организациях”.

На сегодняшний день действие ст. 32 Федерального закона “О некоммерческих организациях” не распространяется на государственные компании, бюджетные и казенные учреждения, государственные корпорации, объединения работодателей, торгово-промышленные палаты. Теперь в этот перечень вошли также религиозные организации.
Порядок контроля за деятельностью религиозных организаций, в том числе вопросы их отчетности перед органами юстиции, будет определяться Федеральным законом “О свободе совести и о религиозных объединениях”. Кроме того, к отношениям, связанным с защитой религиозных организаций при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций, будут применяться положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных ст. 25 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях” (см. разделы II, III настоящего комментария).
Таким образом, порядок контроля за деятельностью религиозных организаций будет особым, не тождественным тому, который предусмотрен для прочих НКО, а именно для общественных объединений, фондов, учреждений, АНО и т.д.

II. Изменения, внесенные в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"

Статья 14. Приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства

<...>
2. Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются:
нарушение общественной безопасности и общественного порядка;
действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; принуждение к
разрушению семьи;
посягательство на
личность, права и свободы граждан;
нанесение установленного в
соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и
психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
склонение к
самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам,
находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
воспрепятствование получению обязательного образования;
принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению 
принадлежащего им
имущества в пользу религиозного объединения;
воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью,
имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или
применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу
гражданина из
религиозного объединения;
побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Статья 14. Приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства

<...>
2. Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются:
нарушение общественной безопасности и общественного порядка;
действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;
принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан;
нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
воспрепятствование получению
обязательного образования;
принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.
Неоднократное непредставление
религиозной организацией
в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в установленный срок отчета, предусмотренного пунктом 2 статьи 251 настоящего Федерального закона, при наличии в деятельности религиозной организации других нарушений
законодательства Российской Федерации.

Устанавливается дополнительное основание принудительной ликвидации религиозной организации, получившей в течение одного года денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства.

Такая религиозная организация может быть ликвидирована в случае неоднократного непредставления в орган юстиции в установленный срок отчета, предусмотренного пунктом 2 статьи 25 данного закона, при наличии в деятельности религиозной организации других нарушений законодательства Российской Федерации.
Комментируемая поправка означает, что религиозная организация, получившая в течение одного года денежные средства и иное имущество из международных или иностранных источников, может быть ликвидирована в судебном порядке по представлению органов прокуратуры, органов юстиции либо органов местного самоуправления в случае неоднократного непредставления в органы юстиции в установленный срок отчета о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества. Срок подачи отчета установлен до 15 апреля года, следующего за отчетным. Просрочка подачи отчета будет рассматриваться как его непредставление и поэтому может повлечь ликвидацию религиозной организации. Неоднократным считается непредставление отчета в орган юстиции два раза и более.
Сам по себе факт непредставления отчета не может служить достаточным основанием для ликвидации упомянутых религиозных организаций, поскольку, согласно
комментируемой поправке, дополнительным условием ликвидации является наличие в деятельности религиозной организации других нарушений законодательства Российской Федерации.

Статья 25. Осуществление надзора и контроля

<...>

2. Орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности.

Статья 25. Осуществление надзора и контроля

<...>

2. Орган,  принявший решение о
государственной регистрации религиозней организации, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности.
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением религиозными организациями законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целей и порядка деятельности, предусмотренных их уставами, при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций.

Комментируемая поправка уточняет прежнюю формулировку п. 2 ст. 25 закона, определяя пределы контроля, осуществляемого органами юстиции в отношении религиозных организаций.

Данные органы контролируют соблюдение религиозными организациями:
- законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях;
- целей и порядка деятельности, предусмотренных уставами религиозных организаций.
Контрольные полномочия реализуются органами юстиции при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций.

Статья 25. Осуществление надзора и контроля

<...>

Статья 25. Осуществление надзора и контроля

<...>
3. К отношениям, связанным с защитой прав религиозных организаций при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Статья 25 закона дополнена пунктом 3, согласно которому к отношениям, связанным с защитой религиозных организаций при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных ст. 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Комментируемая поправка означает, что Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» применяется лишь в том случае, если необходимо защитить права религиозных организаций при осуществлении федерального государственного надзора за их деятельностью.

Статья 25. Осуществление надзора и контроля

<...>

Статья 25. Осуществление надзора и контроля

<...>

4. При осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган и их должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
запрашивать и получать у религиозной организации документы о деятельности религиозной организации, кроме документов, содержащих сведения о финансово-хозяйственной деятельности религиозной организации, которые могут быть запрошены и получены исключительно в случаях, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта;
запрашивать и получать у религиозной организации, в том числе при проведении предусмотренных настоящим Федеральным законом проверок, документы, содержащие сведения о ее финансово-хозяйственной деятельности, в случае, если религиозная организация получала денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, и (или) в 
случае, если от государственных органов, органов местного самоуправления поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма);
запрашивать и получать, в том числе при проведении предусмотренных настоящим Федеральным законом проверок, информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозной организации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и иных органов государственного контроля (надзора);
направлять своих представителей для присутствия на проводимых религиозной организацией мероприятиях по
приглашению органов управления религиозной организации;
проводить проверки соответствия деятельности религиозной организации законодательству Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целям и порядку деятельности, предусмотренным ее уставом;
проводить проверки финансово¬хозяйственной деятельности религиозной
организации, в том числе в части поступления и (или) расходования благотворительных пожертвований и других денежных средств, источников поступления и (или) использования иного имущества, в случае, если религиозная организация
получала денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, и (или) в случае, если от государственных органов, органов местного самоуправления поступила информация о нарушении религиозной
организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма);
в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях или совершения религиозной организацией действий, не соответствующих целям,
предусмотренным ее уставом, вынести ей письменное предупреждение с указанием
допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное религиозной организации, может быть обжаловано в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментируемая поправка устанавливает) исчерпывающий (закрытый) перечень полномочий органов юстиции и их должностных лиц при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций.

Органы юстиции вправе:
1. Запрашивать и получать у религиозной организации документы о деятельности религиозной организации, кроме документов, содержащих сведения о финансово-хозяйственной деятельности религиозной организации, которые, в свою очередь, могут быть запрошены и получены (в том числе при проведении предусмотренных комментируемым законом проверок) исключительно в следующих случаях:
- если религиозная организация получала денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства
- если от государственных органов, органов местного самоуправления поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма).
Во всех остальных случаях органы юстиции не вправе запрашивать и получать у религиозных организаций документы, содержащие сведения об их финансово¬хозяйственной деятельности.
2. Запрашивать и получать (в том числе при проведении предусмотренных комментируемых законом проверок), информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозной организации исключительно у органов государственного контроля (надзора), в том числе у:
- органов государственной статистики;
- ФНС;
-Росфинмониторинга.
Как видим, в данный перечень теперь не входят банки и иные кредитные и финансовые организации. У них органы юстиции не могут запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозной организации.
3. Направлять своих представителей для
присутствия на проводимых религиозной организацией мероприятиях по
приглашению органов управления религиозной организации.
Ранее закон позволял органам юстиции направлять своих представителей для “участия” (а не “присутствия”) в проводимых религиозных организациях мероприятиях, при чем приглашения со стороны религиозной организации не требовалось (п. 3) ч. 5 ст. 32 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).
4. Проводить проверки соответствия деятельности религиозной организации
законодательству Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания я о ) религиозных объединениях, а также целям и порядку деятельности, предусмотренным ее' уставом.
Такое право имелось у органов юстиции и ранее. При этом в ходе проверок органы юстиции, как правило, запрашивали у религиозных организаций документы,
содержащие сведения об их финансово¬хозяйственной деятельности. Однако комментируемая поправка существенно
ограничивает право органов юстиции на запрос и получение таких документов (см. п. 1, 5 комментария к п. 4 ст. 25 закона).
5. Проводить проверки финансово¬хозяйственной деятельности религиозной организации исключительно в следующих случаях:
- если религиозная организация получала
денежные средства и иное имущество от
международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства;
- если от государственных органов, органов местного самоуправления поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма).
В остальных случаях органы юстиции не вправе проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности религиозной организации.
6. В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях или совершения религиозной организацией действий, не соответствующих целям,
предусмотренным ее уставом, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное религиозной организации, может быть обжаловано в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данное требование было предусмотрено законом и ранее (п. 5) ч. 5 ст. 32 Федерального закона “О некоммерческих организациях”). Поэтому оно не является нововведением.



Статья 25. Осуществление надзора и контроля

<...>

Статья 25. Осуществление надзора и контроля

<...>

5. Основанием для

внеплановой проверки организации является:
истечение срока устранения
нарушения, содержащегося в
предупреждении, ранее вынесенном
религиозной организации федеральным
органом государственной регистрации или его территориальным органом;
поступление в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма);
наличие приказа (распоряжения) руководителя федерального органа государственной регистрации или его территориального органа, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Комментируемая поправка

устанавливает исчерпывающий (закрытый) перечень оснований для проведения внеплановой проверки религиозной организации.
Данный перечень отличается от перечня оснований внеплановой проверки иных юридических лиц, который является более широким (см. п. 2 ст. 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
В нашем случае предусмотрены исключительно следующие основания проведения внеплановых проверок религиозных организаций:
- истечение срока устранения нарушения, содержащегося в предупреждении, ранее вынесенном религиозной организации органом юстиции;
- поступление в орган юстиции информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма);
- наличие приказа (распоряжения) руководителя органа юстиции, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы.

Статья 25. Осуществление надзора и контроля

Статья 25. Осуществление надзора и контроля

<...>
б.Предварительное уведомление религиозной организации о проведении внеплановой проверки в связи с наличием в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма) не допускается.

В соответствии с п. 16, 17 ст. 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. При этом предварительное уведомление не требуется, если в результате деятельности юридического лица причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Согласно комментируемой поправке, предварительное уведомление религиозной организации о проведении внеплановой проверки не допускается еще и в том случае, когда такая проверка проводится в связи с наличием в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма).

 

Статья 25. Отчетность религиозной организации, получившей денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства

1. Религиозные организации, получившие денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках 
поступлений от указанных источников, и доходов (расходов), полученных
(произведенных) в рамках иных поступлений.
2. Религиозные организации,
получившие в течение одного года денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, обязаны представлять в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании).
3. Религиозные организации,
получившие денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет в объеме сведений, представляемых в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
4. Форма и срок представления отчета, указанного в пункте 2 настоящей статьи, а также порядок и срок его размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи определяются
федеральным органом государственной
регистрации.

В закон включена новая статья, определяющая особенности отчетности религиозных организаций перед органами юстиции.

Согласно новым правилам, отчет в органы юстиции должны предоставлять только те религиозные организации, которые получили в течение одного года денежные средства и иное имущество из международных или иностранных источников. Остальные религиозные организации освобождаются от отчетности перед органами юстиции (п. 2 комментируемой статьи).
Религиозные организации, которые получили в течение одного года денежные 1 средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, должны отчитываться перед органами юстиции о:
- своей деятельности;
-персональном составе руководящих
органов;
- целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании).
Данные отчеты указанных религиозных организаций подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или публикации в СМИ.
Форма и срок представления таких отчетов, а также порядок и срок их размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» будут определены Минюстом России.

III. Изменения, внесенные в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

<...>
3.1. Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора):
<...>

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

<...>
3.1. Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора):
<...>
36) федеральный государственный надзор за деятельностью религиозных организаций.

Положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» подлежат применению к отношениям, связанным с защитой религиозных организаций при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций. Данные положения должны применяться с учетом особенностей, установленных ст. 25 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях” (см. комментарий к п. 3 ст. 25 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”).

Поскольку ст. 25 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях” устанавливает порядок организации и проведения проверок религиозных организаций органами юстиции, соответствующие нормы Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающие порядок организации и проведения проверок юридических лиц, не применяются в отношении религиозных организаций.

Обратная связь